ВопросАссаламу алейкум! Да укрепит Аллах Ваш иман и да ниспошлет Вам полезные знания и богобоязненность. Уважаемый брат Гамед, хотел бы задать Вам несколько вопросов и надеюсь, что Вы по мере возможности поможете в них разобраться. Оговорюсь, что вопросы это не только лишь мои личные, это вопросы от большой группы мусульман, находящихся в заключении. В нашей среде получили распространение ряд шубухатов и заблуждений (на мой взгляд) и мы остро нуждаемся в наставлении знающего брата. Увидев Вашу деятельность (ответы на вопросы русскоязычному населению), я решил попробовать обратиться с этой просьбой к Вам.
Вопрос 1: Никях по телефону. Многие братья пытаются построить семейные отношения и обзавестись женой находясь в заключении.
Никях заключается по телефону, а затем жена приезжает в места лишения свободы, заключается формально официальный брак и начинается семейная жизнь, которая носит весьма ограниченный характер. Так, длительное свидание имеется возможность получить не чаще чем раз в четыре месяца. Так же имеется возможность общения по телефону.
По опыту можно сделать вывод, что часть подобных браков оказывается неудачными, однако существуют и положительные примеры (длительные отношения, дети, жена довольна и мужу утешение).
Что касательно технической стороны вопроса, то мы видели фатву о действительности заключенного по телефону никяха:
http://www.fatwaonline.net/?view=question&id=2201Разделяете ли Вы эту точку зрения?
И другая сторона вопроса: дозволен ли никях с учетом положения мужа? Многие братья не имеют возможности поддержать жену финансово и обеспечить ей жилье. Хотя, с другой стороны, это положение не является для девушки секретом и она идет на этот шаг сознательно, уповая на Аллаха и надеясь на Его награду.
Так же нам не удалось найти в книгах упоминаний о том, чтобы сподвижники или табиины заключали никях в подобных или аналогичных стесненных условиях. В одной из видео лекций брата Салима Абу Умара мы встречали его мнение, что подобный брак дозволен при условии предоставления жене права на развод, на тот случай, если со временем она поймет, что ждать мужа с длительным сроком заключения у нее не хватает сил и терпения. Этот пункт должен быть прописан в брачном договоре, дабы обеспечить жене дополнительные права в столь сложной ситуации. Каково Ваше мнение на этот счет?
Так же, некоторые братья заключают никях не имея намерения ходить на длительные свидания со своей женой и планируя ограничиться сугубо общением по телефону. Можно ли считать целесообразным и дозволенным такой никях? Пожалуйста, выскажитесь в целом о дозволенности и целесообразности никяха в нашем положеннии. Быть может это харам? Или, в силу недействительности никяха, братья не дай Аллах попадают в зина?
С уважением, Али.
Если Вам удастся найти время и ответить на наш вопрос, в дальнейшем я иншаЛла пришлю остальные имеющиеся острые актуальные для нас вопросы. Ассаламу алейкум!
ОтветВа алейкуму ссалам ва рахматуЛлахи ва баракатуху.
1) В целом, если подходить к этому вопросу с шариатской точки зрения, то такой брак дозволен. Если парень не может присутствовать при никяхе, то пусть пошлет кого-то вместо себя. Но уали (опекун) девушки должен удостовериться, что по телефону говорит именно этот будущий муж. Что касается того, чтобы жена ставила какие-то условия, то это неправильно, так как она знает, на что идет. Поэтому в любом случае право развода остается у мужчины. Не следует слушать каждого хизбита или того, в котором есть хизбия.
2) Основа в том, что это семья, и все права мужа и жены остаются по мере возможности в силе, вне зависимости от того, находится ли человек в тюрьме или нет. По вашему вопросу складывается впечатление, что вы говорите о временном браке, который является запретным в исламе. Поэтому не дозволено заключать брак только для того, чтобы просто так общаться по телефону.
Гамет СулеймановИсточник:
«Сунна-Пресс»